Выдержки из книги «Евангелическо-лютеранская церковь в российской истории» О.А. Лиценбергер

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам...

Мф. 24:14.

Лютеране в России: постановка проблемы. Место и роль религии и церкви в обществе не являются постоянными, они зависят от конкретно-исторических условий и изменяются с течением времени. В России тесная взаимозависимость между  государством   и   церковью  сложилась  исторически. Становление свободы совести в стране имело свою специфику и определялось условиями эволюции государственного строя, общественными отношениями и другими факторами.

Наряду с православием в многонациональной Российской империи широко были распространены другие традиционные христианские исповедания - - католицизм, лютеранство и другие направления протестантизма, а также нехристианские религии - - ислам, буддизм, иудаизм   и др. История протестантизма неразрывно связана с историей Российского государства. Лютеранство, как одно из основных направлений протестантизма1, появилось в русских землях еще при жизни его основателя Мартина Лютера (1483—1546), а в последующие столетия имело на территории страны немалое количество приверженцев.

На протяжении многих веков протестантизм рассматривался официальной идеологией как иноземное религиозное течение и никогда не считался русским явлением. Несмотря на такую особенность, ему удивительным образом было суждено сыграть значительную роль в социально-экономическом и политическом развитии страны на протяжении всего существования Российского государства и оказать определенное влияние на ход его истории.

Воздействие, которое оказали российские протестанты на культуру, науку, экономику страны, их заметное представительство во всех сферах общественной жизни невозможно переоценить. Лютеране являлись членами правящей династии,  были  близкими   родственниками  коронованных особ, входили в число придворной знати. Только среди ближайших родственников Петра I к евангелическому вероисповеданию принадлежали: жена Петра - - дочь небогатого и незнатного лифляндца Екатерина, жена сына Петра Алексея -- принцесса Вольфенбюттельская София Шарлотта, мужья племянниц Петра Екатерины и Анны - - герцоги Мекленбургский и Курляндский. В последующие годы: муж дочери Петра Анны -герцог Голштинский, внучка Петра Анна Леопольдовна Брауншвейгская, ее муж - - Антон Ульрих Брауншвейгский, ее сын,    правнук    Петра    Иоанн    Антонович    Брауншвейг-Люнебургский, внук Петра I -- герцог Шлезвиг-Голштинский Карл-Петр-Ульрих, в православии принявший имя Петра III, его жена, ставшая русской царицей Екатериной Великой, -немецкая принцесса Ангальт-Цербтская.

Супруги всех последующих русских царей и многих ве­ликих князей до принятия православия тоже исповедовали лютеранство. Наиболее известные среди них: жена Павла I внучка сестры  Фридриха  II  Прусского  Мария  Федоровна (урожденная София Доротея Вюртембергская), жена Алек­сандра I — Луиза Баден-Баденская, получившая имя Елизаве­ты Алексеевны. Из немецких земель в Россию прибыли: жена Николая I — дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, перекрещенная в Александру Федоровну, жена Александра II  -      принцесса Гессен-Дармштадтская (Мария Александровна), жена Алек сандра III - - принцесса Дагмара, дочь датского короля Хрис­тиана IX. И, наконец, лютеранкой была жена последнего рус­ского царя Николая II - - дочь великого герцога Гессенского Людвига IV, Александра Федоровна.

Российские  лютеране   руководили   министерствами  и ведомствами, являлись политическими деятелями и реформа­торами, занимали видные государственные посты, создавали партии и общественные союзы, участвовали в работе Государственной Думы. По данным П.А. Зайончковского, исследовавшего правительственный аппарат империи, в  1853  г. число лютеран в Государственном совете достигало 16,3% (9 из 55 человек), в Кабинете министров - - 11,1% (2 из 18 чело­век), в Сенате - - 10,6% (12 из 113 человек), в губернаторском корпусе -     18,7% (9 из 49 человек). Лютеранами являлись вице-канцлер, сенатор, член Верховного тайного совета граф А.И. Остерман, шеф корпуса жандармов и главный начальник Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии А.Ж. Бенкендорф, премьер-министр России граф С.Ю. Витте и мн. др.

Протестанты составляли бюрократическую и военную элиту России, прославляли силу русского оружия. Лютеранами   были   офицеры   и   генералы-полководец,   генерал-фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 г. князь М.Б.Барклай де Толли, генерал-фельдмаршал, президент Военной коллегии граф Б.Х. фон Миних. Немало лиц евангелического вероисповедания имелось в среде архитекторов и скульпторов, естествоиспытателей и профессоров, энциклопедистов и членов Академии наук. Среди известных лютеран - филолог, поэт, палеограф и археограф А.Х. Востоков (Остенек), основатель   Южного  общества  декабристов  П.И. Пестель, участники восстания декабристов -     А.Б. Вольф, Б.И. Кюхельбекер, В.И. Штейнгель и др.

К евангелическо-лютеранскому вероисповеданию принадлежали известные дворянские роды: долгое время жившие в России и оказывавшие покровительство церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге шведские изобретатели и промышленники Нобели, семья художников и архитекторов Брюлловых, ювелиры Фаберже. Заметный след в истории России оставили потомки лютеран Безаков (в роду которых -- обер-прокурор Сената, начальник главного управления почт и те­леграфов, автор учебников арифметики, адъютант великого князя), Икскулей (в роду которых - - лифляндский губернатор, член Государственного совета, посол в Италии, посол в Лондоне, маршал и пр.) и многие другие.

Значительный       вклад       в       развитие      социально-экономической жизни страны и ее духовной культуры внесли лютеранские пасторы. Многие священнослужители были образованными людьми, писателями, поэтами, историками, переводчиками,  врачами, учителями.  Первый  в  России при­дворный театр существовал в Москве с 1672 г. под руковод­ством пастора И. Грегори (1631—1675). Впервые в стране систему социального страхования нищих предложил пастор И. Грот (1733—1799). Первое всесословное общеобразова­тельное светское учебное заведение в Москве было открыто пастором И.Э. Глюком (1654—1705). Первое в стране училище для глухонемых (1860) и школа для слепых (1882) были созданы епископом Г. Дикгофом (1833—1911). Первые русские училища для детей немецких колонистов Поволжья были открыты пасторами К. Конради (1794—1857) и К. Валь-бергом (1794—1877). Автором первого перевода Библии на русский и латышский4 языки стал уже упоминавшийся пастор И.Э. Глюк, переводчиком «Слова о полку Игореве» был пастор К. Зедергольм (1789—1867).

Без сомнения, лютеранство не могло играть той первенствующей роли, которая была отведена Русской Православной церкви. Но в этом были свои преимущества — независимое консисториальное руководство (хотя заработную плату оно получало из государственной казны), более самостоятельная церковная организация, ряд привилегий и льгот со стороны царского правительства и, наконец, даже во время Советской власти, в первые годы ее существования, более лояльное, чем к православию, отношение большевистских властей.

Путь к официальному признанию не был устлан розами, как кажется на первый взгляд; это был тернистый путь, полный различных проблем и противоречий. Обострение отношений с Германией, наступление царизма на автономные права Финляндского княжества, входившего в состав Российской империи, лишение независимости государств Балтии, ставших с 1795 г. частью России, зеркально отражались на истории Евангелическо-лютеранской церкви.

Однако отношение многих российских царей к этой конфессии, как к приемному ребенку, требовавшему материнской ласки, приводило не только к полному официальному признанию лютеранства на территории Российского государства, но и, в качестве выражения поддержки и симпатии, ко всяческому покровительству в вопросах развития и распространения ее в стране. Такая поддержка иноземной конфессии, на первый взгляд, кажется странной и труднообъяснимой. Скорее всего, причины более чем лояльного отноше­ния различных российских царей и их правительств к Евангелическо-лютеранской церкви были следующие:

1. В определенных областях России — в Прибалтике, в Финляндии, в Поволжье, на юге Украины исторически довольно широко был распространен протестантизм. На рубеже XX  столетия   его   исповедовало   5,2%   населения   страны5. Большое количество его приверженцев имели различные протестантские деноминации, однако значительная часть протестантов принадлежала к наиболее крупной ветви этого направления — лютеранству. По различным оценкам, в России начала XX в.,  включая  Прибалтику,  насчитывалось 3,5—3,7- млн.     человек,     причислявших     себя     к     евангелическо-лютеранскому исповеданию, 30—40 тыс. были реформатами6.

2.  В XIX в. лютеранство получило официальный статус терпимой государством конфессии, который был закреплен законодательно.

3.  Особое влияние на отношения между церковью и государством оказывал своеобразный квиетизм лютеран. Евангелическо-лютеранская церковь никогда не стремилась выйти из-под влияния государства и полностью зависела от российского императора. Законопослушание лютеран могло служить примером для представителей других религиозных исповеданий и выгодно отличало Лютеранскую церковь от прочих инославных конфессий и направлений:  многие протестантские течения требовали для себя освобождения от военной службы, светского суда, принесения присяги; опасную силу, подрывавшую устои и интересы светской власти, русские цари видели в католицизме.

4.   Понимая неизбежность существования среди иноземцев в России инославных церквей, но опасаясь влияния иезуитов и других католических орденов на государственную идеологию и высшие слои русского общества, царское правительство противопоставляло протестантизм католицизму. У России,   вследствие того что папство на протяжении веков являлось сторонником и союзником польских, немецких и шведских рыцарей,  неоднократно вторгавшихся  в русские земли, существовали напряженные отношения с Римом.

5.         Евангелическо-лютеранская церковь никогда открыто не стремилась к евангелизации неправославных российских народов и не вела активной миссионерской деятельности.

Некоторые российские цари (царицы) и члены их семей до перехода в православие принадлежали к евангелическо-лютеранскому исповеданию.

7. Несмотря на различия в основных положениях веры и религиозной догматике между официальной российской конфессией православием и лютеранством, они являлись составными частями единой христианской религии.

Все это и обусловило привилегированное положение Евангелическо-лютеранской церкви в Российской империи. В настоящее время лютеранство, пройдя нелегкий путь станов­ления и развития, завоевало прочное место среди других конфессий.

Церковь представляет собой не только религиозное, но и мировоззренческое, социокультурное явление в современ­ном мире, где существуют различные концепции понимания перспектив ее развития, сущности и роли в жизни общества. Вера охватывает все стороны индивидуального и общественного сознания, она тесно соприкасается с философией, наукой, этикой, культурой, искусством, политикой и другими составляющими человеческой деятельности. В настоящее время, когда вопросы религии тесно связаны с мироощущением современного человека, рассмотрение роли церкви в обществе и изучение ее истории становятся особо актуальными.

Hosted by uCoz